Энциклопедия

Космос и жизненная практика (методика Марии Монтессори)

О методике Марии Монтессори

По сложившейся традиции, врачами в Италии более ста лет назад могли быть только мужчины. Однако нашлась представительница противоположного пола, которая в 1896 году стала первой в стране женщиной-врачом…

Именно она является автором уникальной системы воспитания и развития детей, получившей всемирное распространение и признание. По этой системе учились Франсуа Миттеран и Билл Клинтон, Габриэль Гарсиа Маркес и принц Уильям.

Этого знаменитого педагога трижды выдвигали на Нобелевскую премию мира.

Кто же это?

Речь идет о Марии Монтессори.

Развивающие занятия для детей по системе Монтессори проходят в особой, специально смоделированной среде, разделенной на логические зоны. Развивающая среда – одна из основ, на которых базируется Школа Монтессори. В каждой зоне собран определенный дидактический материал, способствующий развитию малыша. «Золотой материал Монтессори» - так по праву называются выдержавшие испытание временем пособия и материалы, разработке которых Мария Монтессори уделяла максимум внимания.О методике Монтессори

В зоне жизненной практики (практической деятельности) малыши осваивают сортировку предметов, обращение с крючками, бантиками,  пуговками и другие подобные премудрости. Здесь же можно научиться чистить обувь, мыть посуду и заплетать косички. Развить зрение, слух, обоняние и осязание можно в зоне сенсорного развития. Освоение операций с цифрами проходит в математической зоне. Тренировка фонематического слуха, расширение словарного запаса, знакомство с буквами – все это происходит в зоне родного языка. Еще одна зона – «космическая» помогает освоить азы ботаники, астрономии, зоологии и других естественных наук.

Работа с дидактическими материалами, разработанными Марией Монтессори, направлена не только на развитие малыша «здесь и сейчас», но и на перспективу. К примеру, обучение завязыванию шнурков впоследствии поможет в развитии самостоятельности и координации движений.

Работа с дидактическими материалами

Инновационно в системе Монтессори не только содержание, но и форма учебного процесса. В Монтессори-классе нет учительского стола и парт. Развивающие занятия для детей 3 лет, равно как и для малышей другого возраста призваны предоставлять ребенку свободу выбора. Стационарные парты заменены ковриками и маленькими столиками, чтобы малыш мог перенести их в любое место и делать то, что интересует его в данный момент.

Разумеется, в Монтессори-классе есть педагог. Но он не навязывает детям свою помощь, вмешиваясь в работу малыша только при необходимости. Ребятишки сами обращаются к педагогу как к доброму помощнику за помощью и советом. Они не боятся совершить ошибку, потому что у каждого есть на это право. Педагог никогда не отзовется о ребенке плохо. Более того, в Монтессори-школе ребенка не будут сравнивать с другими детьми. Сравнение будет только таким: «Сегодня у тебя получилось сделать работу лучше, чем вчера».

В Монтессори-классе дети свободны, над ними не довлеет, к примеру, правило соблюдать тишину, потому что на занятиях необходимо совершать множество разнообразных действий.  Однако обязательным является соблюдение одного из ведущих принципов работы – надо уважать себя, учителя, окружающих. Малышей учат не шуметь, когда другим нужна тишина, класть на место игрушки, потому что они нужны другим детям, и т.п. Такие правила не только развивают самодисциплину, но и помогают адаптироваться в обществе.

Методика Марии Монтессори, ставящая в центр ребенка, его уникальность и неповторимость, оставила свой след в истории педагогики и не теряет своей актуальности и сегодня.

 

Советуем почитать: 

«Мама! Хочу в детский сад!»

Монтессори-школа дома

Для мам: краткий обзор самых популярных методик развития детей

Яндекс.Метрика