Энциклопедия

Кризис первого года жизни маленького человека

Кризис первого года жизни ребенка

 

Вашему ребенку около года, вы с умилением думаете о том, как совсем скоро будете водить его на развивающие занятия в детский центр, но вдруг начали замечать резкие перемены в поведении любимого чада? Еще вчера малыш был паинькой, задорно улыбался окружающим и по мере сил слушался папу и маму, а сегодня капризничает, кричит и ведет себя неуправляемо без видимых причин? Не пугайтесь! Просто у него наступил кризис первого года жизни.

Такие переходные периоды случаются у всех без исключения детей каждый раз, когда они восходят на новую ступень самостоятельности. Впервые подобные перемены происходят, как правило, в возрасте примерно 1-го года (9-18 месяцев), а затем в районе 3-х, 7-ми и 12-ти -14-ти лет. Что же касается определения кризиса первого года жизни, то его легко «вычислить» по ряду характерных особенностей.

 

 

Признаки кризиса 1-го года жизни:

  • Резкая смена привычных поведенческих реакций.

У малыша будто пропадает настрой, он неожиданно становится агрессивным и кажется недовольным «всем на свете».

  • Противоречивость поведения.

Ребенок требует дать ему какую-либо вещь и выбрасывает ее, как только получит. Или сначала тянет ручки для «обнимашек», а потом дерется.

  • Ярко выраженное желание быть в центре внимания.

Мальчик или девочка делает все возможное, чтобы взрослые постоянно смотрели за ним (ней) и не играли ни с кем другим. Именно в это время детишки начинают чувствовать ревность.

  • Обидчивость, повышенная чувствительность к родительским замечаниям.

Стоит слегка повысить голос на малыша, как он начинает ныть, а иногда даже кричать во весь голос, после чего долгое время «дуется» на всех вокруг.

  • Неоправданное упрямство и открытое непослушание.

Ребенок совершенно не слушается родителей и настойчиво продолжает проказничать, вопреки любым уговорам.

  • Капризность и плаксивость.

Чадо «на ровном месте» устраивает беспричинные истерики и плачет по любому поводу.

  • Боязнь потерять визуальный контакт с матерью.

Малыш старается постоянно быть рядом с мамой. Стоит ей удалиться из поля зрения, как детские слезы начинают «литься рекой».

Основные причины кризиса первого года жизни

С момента появления на свет и до наступления первого дня рождения ребенок весьма активно развивается как в физическом, так и в интеллектуальном плане. К годику он уже почти умеет самостоятельно ходить и при желании может добраться до игрушек, которые еще недавно были недоступны.

Естественно, подобное расширение собственных возможностей воспринимается крохой как полная самостоятельность и нравоучения родителей только обижают такого «большуна». Малыш искренне не понимает, почему взрослые не позволяют ему делать то, что он умеет (держать ложку, выплевывать непонравившуюся еду, ходить без поддержки и т. д.). Но папа и мама по инерции продолжают во всем помогать, чем расстраивают его еще сильнее.

В итоге «взрослый» малыш начинает упорствовать в стремлении сделать все по-своему и, как правило, наталкивается на твердое родительское «Нельзя!» или получает заслуженное (по мнению мамы и папы) наказание. Само собой, негодованию «юного исследователя» в таких ситуациях нет предела!

Таким образом, главной причиной кризиса 1-го года является попытка ребенка показать родителям свою «взрослость», объяснить, что он больше не маленький и имеет свое собственное «Я». И родители должны понимать, что перемены в поведении сына или дочери отнюдь не беспочвенны, как кажется на первый взгляд.

 

 

Как правильно преодолеть детский кризис 1-го года жизни?

Сталкиваясь с первым «настоящим бунтом» малыша, папы и мамы чаще всего пытаются либо игнорировать его, либо подавить. На самом деле оба этих варианта в одинаковой мере неверны, так как существует множество гораздо более эффективных способов подружиться с «бунтующим».

Один из таких способов – сокращение количества запретов. Позвольте ребенку делать все, что он захочет, кроме заведомо опасных манипуляций. Он упорно отбрасывает бумажный лист и использует вместо него собственную ногу? Так пусть рисует на выбранном «холсте»! Отворачивается от предложенной пищи, пытаясь выхватить ложку из ваших рук? Пусть попробует поесть самостоятельно! Отказывается от еды вовсе? Тоже не проблема! Ведь рано или поздно он проголодается и сам попросит его накормить. Так зачем заставлять и нервировать малыша лишний раз?

Научитесь не только разговаривать с ребенком, но и слушать. Не игнорируйте его просьбы и комментарии, даже если он выражает их на своем детском, непонятном еще языке. Чаще рассказывайте интересные сказки, комментируйте свои действия, интересуйтесь его мнением по любому поводу.

Постарайтесь стать для сына или дочери не строгим наставником, а добрым другом. Как можно чаще проводите время вместе: играйте, ползайте, собирайте пирамидки, чаще хвалите за оказанную помощь (последний момент особенно важен, так как воспитывает в малыше чувство значимости).

Если у крохи случилась истерика, избегайте криков и применения физических наказаний. Лучше попытайтесь переключить внимание ребенка на какое-нибудь интересное занятие. В крайнем случае (когда уговоры не приносят результата), просто выйдите из комнаты и подождите несколько минут. Практика показывает, что дети быстро перестают капризничать без «зрителей».

Кстати, иногда детишки капризничают из-за элементарной скуки. В таких случаях на помощь родителям приходят специальные развивающие занятия для детей от 1-го года. Посещение этих увлекательных «уроков» обязательно поднимет настроение вашего малыша и позволит ему приобрести множество полезных навыков.

 

Советуем почитать: 

Совместный сон малыша и матери: за и против

Выбираем бюстгальтер для беременности и кормления грудью

Начинаем петь с пеленок

Яндекс.Метрика