Энциклопедия

Монтессори-школа дома

Монессори среда дома

Каждый малыш – неповторимая, яркая личность, а задача взрослого – помочь ребенку раскрыть индивидуальные качества наилучшим образом. В этом заключается основная идея методики, разработанной Марией Монтессори – известным итальянским педагогом.

Развитие малышей по системе Монтессори  дает результаты, проверенные временем (системе более ста лет). По ней работают развивающие центры и детские сады. Школа Монтессори есть и в центре «Твои секреты». На занятиях царит уютная атмосфера, детишки с радостью бегут на занятия, а родители гордятся успехами любимых крошек.

Но вот пришло время отправляться домой. Можно ли продолжать занятия по методике Монтессори вне развивающего центра?

Можно и нужно!

Мы не будем рекомендовать каждой семье приобретать полный комплект пособий для работы по системе Монтессори (это и недешево, и места так много может не найтись). Но даже используя подручные материалы, можно создать дома среду, которая будет способствовать развитию малыша и помогать ему в познании мира.

Прежде всего обратите внимание на все, что окружает малыша. Часто мы просто не задумываемся об очевидном: обстановка наших домов приспособлена для нужд взрослых, а маленькому человеку порой даже дотянуться до нужной вещи трудно. Разумеется, не забывайте о безопасности, но все же постарайтесь разместить вещи малыша так, чтобы он мог их сам и взять, и на место положить. Для этого подойдут нижние полки шкафов и стеллажей. Хорошо, если получится разложить все, сгруппировав по зонам. Например, в сенсорную зону поместите коробочки с пуговками и тканями, мешочки с разными наполнителями. Музыкальным игрушкам и инструментам найдется место, разумеется, в зоне музыкальной. Бумага и карандаши, краски, кисточки и клей разместятся в творческой зоне. Должно быть отдельное место  для пазлов и кубиков, конструкторов и пирамидок (зона логики и математики) – с этим можно эффективно проводить занятия для детей 3-х лет. В языковой зоне «поселятся» кубики Зайцева, картинки и книжки. Выплеснуть энергию малыш сможет в зоне спорта, оборудованной турником или шведской стенкой.

Постарайтесь разместить в пределах досягаемости и предметы гигиены (мыло, пасту, щетку).

Повторимся: вовсе не нужно покупать большое количество специальных пособий. Монтессори-материалом могут стать предметы, которые есть в каждом доме. Например, занятия для детей от года можно проводить с применением обычной крупы и двух мисок. Пусть малыш пересыпает крупу из емкости в емкость, а когда он освоит это занятие, можно заняться и переливанием воды. Для развития глазомера и точности движений достаточно иметь несколько разных банок с крышками. Крышки нужно снять, а затем предложить ребенку подобрать к каждой банке подходящую крышку.

Вы увлекаетесь рукоделием, и в доме накопилось много обрезков разных тканей? Значит, у вас уже есть еще одно Монтессори-пособие! Подберите по два одинаковых разнофактурных лоскутка, и пусть малыш ощупывает их и собирает пары. А потом он может попробовать сделать то же самое с завязанными глазами. Учите кроху застегивать пуговицы и завязывать шнурки: для этого тоже не нужны особые материалы и пособия.

Упражнения, основанные на ощупывании предметов, и полезны, и интересны. Для их проведения подойдут любые предметы небольшого размера. Их нужно сложить в мешочек и предложить ребенку узнавать на ощупь, что у него в руках.

Занимаясь с малышом по системе Монтессори, помните, что главное – поощрять его самостоятельность и тягу к исследованиям. И, разумеется, не заставляйте ребенка делать то, что ему не по душе. Пусть кроха учится играя. 

 

Советуем почитать: 

Для мам: краткий обзор самых популярных методик развития детей

Обучение малыша музыке по методике Карла Орфа

Обучение малыша музыке: основные принципы методики Сузуки

Яндекс.Метрика