Энциклопедия

Начинаем петь с пеленок

Когда начинать

Оказывается самое благоприятное время для начального этапа развития творческой личности - возраст до 1 года!

Для многих мам и пап, которые обращают пристальное внимание на проявление музыкальных способностей ребенка, важным является вопрос, а когда же нужно начинать заниматься пением? Оказывается, что лучше всего это успеть сделать до 3 лет, в крайнем случае, никак не позже семилетнего возраста.

Например, известный педагог Галина Алексеевна Зверевоа (Эстония) уверена, что до 3 лет развить слух ребенка – вполне реальная задача. Именно в таком возрасте дети многое быстро забывают, однако отлично запоминают самые яркие впечатления.

К примеру, ученики Дмитрия Кабалевского могли похвастать абсолютным слухом. Причем речь идет об учащихся не музыкальных, а обычных школ.

 Музыка для детей более доступна, если при обучении объединены методики относительной и абсолютной сольмизации (разучивания мелодий).

Абсолютная и релятивная сольмизация

Всем известные до-ре-ми – это модель абсолютной сольмизации, классического метода обучения пению. Но есть и относительная (релятивная) сольмизация – «йо-ле-ми», которую пропагандировал Золтан Кодай. Мастер часто говорил: «Сольмизируйте, друзья мои!» Именно на релятивном варианте основывается его система. В этой связи важно утверждение Кодая, что там, где применяют методику релятивной сольмизации, дети и взрослые поют чище.

Суть системы в том, что она вместо нот использует пение по ручным знакам.

«Йо», «ле», «ми», «на», «со», «ра», «ти» – это названия ступеней гаммы, которые применимы к любой тональности. Такая система позволяет детям одновременно и называть звук, и обозначать его роль в тональности. Кодай считал, что именно система взаимосвязи звуков более значительна, чем их высота. Такой метод помогает воспитывать гармоничный слух.

Однако при обучении следует использовать оба направления. Это подчеркивают многие педагоги, в частности, Эне Юлеоя, которая привезла «йо-ле-ми» в Эстонию: «относительная сольмизация ничего не значит без абсолютной».

Комплексное развитие

Когда речь идет о таких маленьких детках, то кроме базовых методик, важно придумать еще что-то, что заинтересует детей. Например, Галина Зверева для «йо, ле, ми, на, со, ра, ти» использует кукол и платочки. Естественно, что в игровой форме процесс усвоения музыкальных основ идет быстрее, интересней, а значит эффективней. Дети учатся правильно говорить, четко произносить названия звуков.

Очень важно, что работа идет сразу на нескольких уровнях. Во-первых, задействуются органы слуха, зрения, речевой аппарат. А во-вторых, работает даже кинестетика, так как ребенок в момент «узнавания» нотки, например, приседает и хлопает в ладоши.

Ручные знаки запоминаются быстрее: они подкреплены двумя уровнями наглядности - зрительным образом и мышечно-моторным чувством. Это, безусловно, очень важно для дошкольников и детей младшего школьного возраста.

 

Советуем почитать: 

Обучение малыша музыке по методике Карла Орфа

Обучение малыша музыке: основные принципы методики Сузуки

Сказкотерапия

Яндекс.Метрика