Энциклопедия

Обучение малыша музыке: основные принципы методики Сузуки

Обучение малыша музыке: основные принципы методики Сузуки

Суть известного во всем мире принципа методики Шиничи Сузуки (Suzuki Shinichi) заключается в схожести приемов музыкального обучения с тем, как малыш воспринимает материнскую речь. То есть изюминка – именно в естественности процесса: малыши, кроме прочего, могут распознавать и «ловить» музыкальные звуки. И если поставлена такая цель, то методы ее достижения начинают работать, стоит лишь окружить милое чадо музыкальным фоном. Нужно сделать так, чтобы для малыша звуки музыкальных произведений стали чем-то привычным, ваше дитя может есть, играть, отдыхать и засыпать под музыку.

Важнейший момент – обучение музыке без принуждения! Доказано: слушание музыкальных отрывков утомляет деток гораздо меньше, чем взрослых. Поэтому отметив для себя некие «пристрастия» малыша к определенным музыкальным отрывкам, ни в коем в случае не нужно «менять репертуар» – это только навредит: энтузиазм может быть сведен «на нет».

 Все дети обучаемы

Маэстро Сузуки советует родителям заняться музыкальным образованием ребенка с первых дней жизни. В «Заметках по поводу метода воспитания таланта» мастер приводит следующие факты. Если новорожденному малышу давать прослушивать какую-то музыкальную фразу, например, из «Серенады» Чайковского или квартета Бетховена, и включать ее на протяжении дня, то результат будет уже через 5 месяцев – малыш мелодию запомнит!

Симфонии непревзойденного Моцарта и великого Гайдна, «Времена года» Вивальди - японский педагог советует для сопровождения спокойных занятий. А вот, чтобы поднять настроение, можно взять более энергичные творения Бетховена или, например, «Славянские танцы» Антонина Дворжака.

 Запоминание на слух

Важнейший компонент такого «естественного» обучения – то, что самые первые мелодии дитя выучивает просто на слух, т.е. без знаний нотной грамоты. В этом и есть «соль» метода, особая, естественная подготовка к школе.

 

Какой инструмент выбрать

Как известно, изначально свою методику Сузуки разрабатывал для обучения игре на скрипке. В наши дни современные педагоги-новаторы адаптировали ее для таких музыкальных инструментов как виолончель, альт, флейта, гитара и фортепиано. Почему именно этот список? Просто есть мини-варианты этих инструментов, предназначенные для детей.

 Родители тоже учатся

Если нет возможности заниматься с ребенком дома, его можно водить в специализированный детский центр, который занимается ранним образованием. Однако занятия родители должны посещать обязательно, чтобы знать все пьесы, песни, упражнения, над разучиванием которых трудится их ребенок.

Многие образовательные учреждения проводят курсы для родителей, на которых учат правильно помогать юным талантам выполнять «домашние» задания по музыке.

 Единый репертуар

Для школ Сузуки подобран особый единый репертуар, включающий музыкальные произведения самых разных композиторов. Добиваются подобной унификации тем, что такие образовательные центры регулярно организуют слеты, приглашают малышей в летние лагеря, где совсем юные представители разных стран играют одно и то же произведение. Это совершенно потрясающий эффект, который возможен именно благодаря универсальности репертуара всех учебных заведений, работающих по методике японского педагога.

 

Советуем почитать: 

Обучение малыша музыке по методике Карла Орфа

Развитие музыкального слуха

Сказкотерапия

Яндекс.Метрика