Энциклопедия

Путешествие в мир фантазии

Фантазии детей

Розовые лошади, живущие под кроватью, зеленые слоны, с которыми так легко засыпать… - все это порождения безграничной детской фантазии. Иногда родителей радует такой полет воображения крохи, иногда – огорчает, потому что порой граница между фантазией и явью тонка и заметить ее трудно.

Что же представляют собой детские фантазии и где лежат их истоки?

Без фантазии и воображения человечество не смогло бы существовать и развиваться. Среди нас не было бы художников и скульпторов, писателей и дизайнеров. При отсутствии воображения невозможно освоение школьной премудрости, потому что ребенок не сможет создавать в голове образы, ему будут недоступны абстрактные понятия.

Развитие фантазии начинается в дошкольном возрасте – после исполнения малышу двух с половиной – трех лет. Но уровень воображения зависит от предпосылок, заложенных ранее (от года до трех), когда детишки изучают свойства предметов. Решающая роль в этом принадлежит взрослым.

Детские фантазии

Читайте ребенку книжки – самые разные. Отправная точка для развития фантазии – образы сказок. Если Вы начали заниматься с малышом рано и посещаете развивающие занятия для детей 2-3 лет в Минске, то самые известные и простые сказки («Курочка Ряба», «Колобок» и  т. п.) кроха уже должен знать.

Пусть малыш играет не только с машинками и другими игрушками, но и с их «заместителями». Как это? Очень просто! Поставьте стулья и скажите: «Вот машина. Давай поедем в гости». Таких «заместителей» может быть множество.  Детишки и сами с радостью выбирают предметы-«заместители», и вода в игрушечной чашечке с легкостью превращается в чай, а камешек – в конфетку. В итоге получается прекрасное угощение для кукол, пришедших в «гости». Если ребенок сам начинает использовать предметы для замещения игрушек, значит, он уже становится фантазером – у него развивается образное мышление.

Полет фантазии

Более того, замещать можно не только предметы, но и образы. Изображайте животных, имитируя их движения, повадки, голоса. Это прекрасный путь формирования воображения.

После трех лет решающая роль в развитии фантазии принадлежит игре. Играть любят все детишки – и самые маленькие, и те, кто уже посещает занятия по подготовке к школе. Наблюдая за ребятишками, которые приходят в центр развития детей (или просто обратив внимание на игры малышей на детской площадке), можно заметить, что в игре используются две реальности. В настоящей крохи остаются детьми, а в параллельной становятся индейцами, ковбоями или другими героями.

 

Если в речи вашего ребенка уже есть слова «понарошку» и «как будто», значит, он уже не только фантазирует, но и различает фантазию и реальность.

Для развития фантазии важны не только игры, но и игрушки. К сожалению, современные, максимально реалистичные игрушки воображение не будят. К чему ребенку воображать, что чайник может кипеть, если он и так пускает пар? Детишкам порой просто не хватает простора для фантазии. Именно поэтому дорогим новеньким игрушкам они порой предпочитают палки, камешки, кусочки материи и т.п.

Никогда не выбрасывайте то, что принадлежит малышу, если он возражает (и уж тем более если он об этом не знает). Вы уже успели забыть о старой, уже давно сломанной игрушке, а малыш прекрасно о ней помнит и уже придумал ей применение. Любой предмет с помощью воображения ребенка может «заиграть» в совершенно неожиданном свете.

Временами в детских фантазиях отражаются страхи малыша. Специалисты отмечают, что многие детишки боятся персонажей сказок, неожиданных звуков. Каждый ребенок проходит через этот период. Если малыш, к примеру, боится чудища, таящегося в темноте, посоветуйте этого монстра нарисовать и добавить детали, которые сделают его менее страшным. Можно сказать, что чудища не появляются там, где есть кошки, и таким образом ваш домашний питомец будет «охранником». Иными словами, призовите на помощь добрые фантазии.

Часто фантазии крохи трудно отличить от лжи – искажения или придумывания информации для извлечения выгоды. Прежде всего скажем: чтобы лгать, нужно обладать хорошей речью и уже уметь задумываться о последствиях своих поступков. Поэтому ложь рано (приблизительно до четырех лет) появиться не может.

Иногда лгать ребенка учат сами родители. То малыш слышит: «Скажи в телефонном разговоре, что меня нет дома», то: «Мы не можем к вам прийти, потому что заболели» (а в действительности дома никто не болен). И малыш начинает применять это же средство…

Порой ребенок обманывает из-за боязни наказания (задумайтесь, не слишком ли вы строги). Порой причиной лжи могут быть запреты. Если в вашем доме слишком часто звучит «нельзя», малыш будет пытаться защититься.

Прислушиваясь  к ребенку, вы поможете ему развить фантазию и воображение – необходимые инструменты для познания мира.

 

Советуем почитать: 

Сделать развивающую игрушку – это просто!

Детские характеры

Игротерапия: что это такое?

Яндекс.Метрика