Энциклопедия

Сказкотерапия

Сказкотерапия для малышей

Детство – веселая, беззаботная пора, время, куда хочется вернуться… Так говорят многие из нас, однако все ли так радужно? У детей ведь тоже есть проблемы, страхи тревоги. И задача взрослых – заметить их, дать малышу возможность их преодолеть. Сделать это нужно мягко, ненавязчиво.

Кроме этого, ребенок должен многому учиться – иными словами, знакомиться с жизнью.  Такие занятия для детей не должны быть нравоучительными и скучными: пользы в таком случае будет мало.

Что же делать?

Разумеется, обратиться к сказкотерапии. Этот метод подойдет для ребятишек разных возрастов. К примеру, развивающие занятия для детей 3-4 лет станут с помощью сказки насыщеннее и эффективнее.

Когда детишки, столкнувшись с проблемами, приходят к взрослым, сказка – один из действенных способов выхода из сложных ситуаций. Она может описывать обстоятельства, в которых оказался малыш, чувства, им испытываемые, и подсказывать, как следует поступить. Кроха может отождествлять себя с разными героями, «проживать» разные ситуации и учиться на ошибках сказочного персонажа. Более того, порой сказка может сообщить взрослому, что в данный момент волнует ребенка больше всего. Для этого нужно внимательно присмотреться к сказке, которую малыш просит прочитать снова и снова.

Сказкотерапия для детей

В качестве примера приведем сказку, направленную на коррекцию самооценки ребенка, который говорит, что он плохой и некрасивый.

В маленьком садике росла Роза необыкновенной красоты, а рядом с ней – обыкновенный Василек. Вокруг расстилался разноцветный ковер из цветов, но Василек грустил. Он мечтал об одном: ему хотелось превратиться в роскошный цветок. За Розой тщательно ухаживали: поливали в засуху, накрывали в дождь. Как хотелось скромному Васильку оказаться на месте прекрасной Розы!

Но однажды мимо садика проходила девушка. «Какой очаровательный цветок», - сказала она, увидев Василек. А Василек даже представить не мог, что речь идет о нем, ведь он считал себя некрасивым. И с этого момента Василек понял: все цветочки хороши – каждый по-своему.

После прочтения обсудите с ребенком содержание сказки. Почему Василек смотрел на Розу так восхищенно? Что, по мнению малыша, означает: «каждый цветок хорош по-своему»? Можно ли так сказать о людях?

Сказкотерапия для дошкольников

Подобные сказки помогают детишкам иначе взглянуть на беспокоящие их проблемы, понять, что их трудности и переживания волнуют не только их самих, но и взрослых.

С помощью сказкотерапии можно решать проблемы, связанные с общением с ровесниками и взрослыми, корректировать поведенческие трудности. Поможет сказка и в случае возникновения сложностей, свойственных определенному возрасту (адаптация к детскому саду, школе и т.п.).

Богатство и разнообразие художественных сказок тоже можно использовать в сказкотерапии. Например, малышу, который жадничает, можно прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке», а трусишке –  сказку «О трусливом зайчике».

Как же работать со сказкой?

Прочитайте или расскажите сказку и перейдите к обсуждению. Важно, чтобы малыш не боялся высказываться. Затем проиграйте сказку по ролям. Пусть ребенок сам будет сценаристом и сам выберет, кого он будет играть. Разумеется, все нужно обсуждать, чтобы малыш не скрывал свои чувства. Отрывок, который наиболее значим для ребенка, можно нарисовать.

С помощью сказки можно провести небольшой тест. Для этого нужно рассказывать малышу сказки, с героем которых он будет отождествлять себя, а затем задавать вопросы. Все должно выглядеть естественно, как игра.

Сказка – доступный метод решения многих проблем. Главное – найти нужное произведение и поработать с ним в подходящий момент.

 

Советуем почитать: 

Познавательные мультфильмы для детей

Когда и как начинать развивать художественные способности малыша

Формируем у детей положительную самооценку

Яндекс.Метрика